План-конспект урока "Этика сетевого общения"

Тема: Этика сетевого общения.

Цель урока:
  • обучающая: создать условия для усвоения теоретического материала, правил этикета, для формирования навыков общения в сети Интернет, работы с электронной почтой, повышение уровня информационной культуры
  • развивающая: создать условия для формирования умения оперировать словами, точно выражать свои мысли
  • воспитательная: повысить уровень культуры общения

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.
Ответить на вопросы:
  1. Что такое Интернет?
  2. Какова история создания Интернета?
  3. Почему данная сеть была названа глобальной?
  4. В чём отличие глобальной сети от локальной?
  5. Что такое домен?
  6. Для чего была разработана доменная система имён?
  7. Что такое IP-адрес?
  8.  Что такое электронная почта?
  9. Что такое гиперпространство?
  10. Какие сетевые протоколы вы знаете?

3. Актуализация знаний.
- Что такое общение? Вспомните его виды. Средства.
- Как можно общаться с помощью компьютера? Какие существуют средства общения в сети Интернет?


Тема: Этика сетевого общения.

Цель урока:
  • обучающая: создать условия для усвоения теоретического материала, правил этикета, для формирования навыков общения в сети Интернет, работы с электронной почтой, повышение уровня информационной культуры
  • развивающая: создать условия для формирования умения оперировать словами, точно выражать свои мысли
  • воспитательная: повысить уровень культуры общения

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.
Ответить на вопросы:
  1. Что такое Интернет?
  2. Какова история создания Интернета?
  3. Почему данная сеть была названа глобальной?
  4. В чём отличие глобальной сети от локальной?
  5. Что такое домен?
  6. Для чего была разработана доменная система имён?
  7. Что такое IP-адрес?
  8.  Что такое электронная почта?
  9. Что такое гиперпространство?
  10. Какие сетевые протоколы вы знаете?

3. Актуализация знаний.
- Что такое общение? Вспомните его виды. Средства.
- Как можно общаться с помощью компьютера? Какие существуют средства общения в сети Интернет?

Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с непорядочным поведением в сети Интернет? Приведите примеры:
а) нетерпимости б) навязывания своих убеждений в) экстремизма

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Хотя Интернет - специфическая среда для общения, в ней существуют определённые правила вежливости, которые получили название "сетевой этикет".

Учитель: Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остаётся на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям.

Учитель: Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. человек может изменить свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту.

А также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни.

Учитель: Приходилось ли вам быть в подобных ситуациях? Как вы себя в них вели?

Учитель: Для того, чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете следует придерживаться определённых правил:
  • Если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой, не забудьте сказать «пожалуйста». В то же время, если кто-то помогает вам, никогда не вредно сказать «спасибо». Хотя это может показаться банальным, вы будете удивлены тем, какое количество людей являются образцами вежливости в реальной жизни и словно забывают о своих манерах в переписке по e-mail.
  • Не ждите, что вам ответят немедленно. Тот факт, что вы в течение десяти минут не получили ответа на свой вопрос, вовсе не означает, что адресат вас игнорирует.
  • Помните, что не существует надежной почтовой системы. Неразумно помещать очень личную информацию в электронное письмо, если только вы не собираетесь его зашифровать с помощью надежной программы шифрования. Помните об адресате. Вы не единственный человек, который пострадает в случае, если деликатное сообщение попадет в плохие руки.
  • Включайте в свое письмо полную информацию по теме, особенно, если рассчитываете на квалифицированный ответ. Например, если вы посылаете сообщение «Программа электронных таблиц не работает» в службу технической поддержки компании «Lotus», консультант вряд ли сможет вам помочь - ему для этого просто не хватит для этого информации. Вам нужно включить детальное описание проблемы, не забывая указать версию программы, которой вы пользуетесь.

Учитель: Рассмотрим подробнее неформальный кодекс поведения в сети Интернет.

Сетевой этикет регулирует:
  • правила обмена сообщениями по электронной почте;
  • стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях;
  • общие правила написания публикуемых текстов в сети;


Учитель: Приходилось ли вам пользоваться электронной почтой? Каких правил вы придерживались при написании электронного письма?

Учитель: При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах:
  • Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.
  • По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
  • Пишите кратко, грамотно и аккуратно.
  • Отвечать на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.
  • Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой "подписью", автоматически добавляемой к каждому сообщению, отправляемому пользователем, однако эта подпись не должна быть длиннее четырёх-пяти строк. Очень важно указать в подписи своё имя-отчество полностью, чтобы получателю было удобно обращаться к Вам.

Например:

С уважением, Петров Вася,
Тел: 854269
E-mail: vasya@mail.ru

  • В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.
  • Не следует переправлять чьё-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.
  • Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности.
  • Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, основано оно или нет. В первом случае - ответить в течение трёх дней. Во втором - не отвечать.
  • Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.
  • Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (т.е. имеет ли он на своём компьютере нужную программу-архиватор).
  • Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания.
  • Нежелательно посылать письма большого объёма - около одного мегабайта, поскольку пользователь, работающий с бесплатными почтовыми ящиками, может такое сообщение не прочитать из-за ограничений на объём входящей корреспонденции.
  • К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.
  • Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.
  • При обращении к незнакомы людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использовать других средств связи, отличных от электронной почты.
  • Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно быть указано, что приложено и зачем.


Учитель: Рассмотрим теперь правила сетевого этикета действуют в асинхронных конференциях.
Будьте предельно вежливы
Отправлять сообщения на телеконференцию нужно только по теме конференции
Не писать в сообщении на телеконференцию ничего такого, чего вы не написали бы на открытой почтовой открытке
Перед тем, как написать на телеконференцию, подумайте, а будет ли ваше сообщение интересно другим
Необходимо помнить, что сообщения, направляемые на телеконференцию, рассматриваются как публикации, и на них распространяются авторские права
Не используйте телеконференцию для переписки с одним человеком
Для отправки своего первого письма на телеконференцию внимательно прочитайте все сообщения, уже опубликованные в ней, чтобы разобраться, кто и о чём здесь именно говорит
Не задавайте частных вопросов (о поле, возрасте, работе и пр.)


Учитель: При общении в синхронном режиме, т.е. в чате, аудио или видеоконференции, действуют несколько иные правила сетевого этикета. Это самый "экстремальный" вид общения в сети, самый приближенный к личному прямому диалогу. Скорость обмена информацией в этом случае очень высока, а поскольку участник сетевого диалога вынужден акцентировать своё внимание, как на самом диалоге, так и на используемых технических и программных средствах, это общение даётся ему очень нелегко - человек быстро устаёт от высокого темпа общения и необходимости действовать строго по правилам. Вместе с тем , если общение в асинхронном режиме пускать на самотёк, или не обращать внимание на правила, то подобное общение очень быстро превратится в хаос, эффективность же диалога будет минимальной. Как вы думаете, каких правил следует придерживаться, например при общении по "аське" или в ВКонтакте?              Правила, которые помогут вам в синхронном режиме.

          (Золотое правило) Никогда не пишите в конференции то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.
          Не используйте нецензурные выражения.
          Будьте политкорректны – не затрагивайте вопросы, касающиеся вероисповедания, пола, возраста, национальности и т.п. ваших партнёров по диалогу.
          Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями – дайте возможность высказаться и другим.
          Не пытайтесь быть тем, кем вы на самом деле не являетесь.
          Не задавайте вопросы, ответы на которые могут потребовать личную информацию о других людях.
          Не пишите ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ (так как это эквивалентно крику, истерике или разговору «на повышенных тонах»).
          Не переусердствуйте со смайликами.

Учитель: В правилах было упоминание о смайликах. Для чего их используют?

Учитель: Верно, для придания эмоциональности и демонстрации своего настроения во время общения.

5. Закрепление нового материала.

Учитель: Подведём итоги сегодняшнего урока и попробуем сформулировать основные правила общения в сети.


6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.


Прочитать материал учебника стр. 138-143 (Макарова Н.В.), ответить устно на контрольные вопросы стр. 143.

1 комментарий:

  1. Очень интересный материал,а главное,даёт правила пользования сетевым интернетом, Полезное всем!

    ОтветитьУдалить